Фото: Оскар и Герман-Карл Гансен [7].
Оскар-Герман Германович Гансен родился в Петербурге 18 февраля 1881 года [1]. Он был третьим незаконнорожденным сыном норвежского подданного Германа «Гонсоновича» (или «Ивановича») Гансена (Herman Hansen, 11.12.1819, Христиания/Осло – 30.11.1892, С.-Петербург [2,3]), известного также как «Апельсин-Герман», и дочери польского офицера Елены Августовны Виттерсгейм (Helene Wittersheim), фамилию которой ошибочно записывают как «Виттерлейн».
Отец Оскара, Герман Гансен, родился в Христиании (так называлось тогда Осло) в обедневшей семье. С 13 лет Герману пришлось много трудиться – в 1833 году во время эпидемии холеры умер его отец (дед Оскара). Сначала подросток Герман занимался рыболовством, «а затем продажей редких в то время апельсинов, за что и получил прозвище "Апельсин". После долгих путей поиска и попыток норвежец попал на Урал (работал с цирковыми животными). История его бурной жизни описана в книге Германа Бертельсена "Апельсин-Герман: жонглёр, ставший миллионером" (Herman Berthelsen "Appelsin-Herman: gjogleren som ble millionær". Kolofon, 2005), поэтому мы отметим только, что именно на Урале, после неудачного циркового турне, Г. Гансен начал заниматься добыванием алмазов и продажей драгоценных камней (потом добавились шёлковые изделия, ковры и т.д.). В начале 1870-х гг. Герман-"Апельсин" в зрелом возрасте и с солидным капиталом переезжает из Тифлиса в Санкт-Петербург. Город показался ему прозападным и современным, кроме того – портовым, что способствовало его занятию торговлей» [3]. Однако, уже 18 июня 1870 года Герман Иванович («Гонсонович») Гансен приобрёл участок на Невском проспекте с домом № 26, который раньше принадлежал генеральному консулу Швейцарии Л.Ф. Лубье и который Гансен предполагал перестроить. Однако, «сразу после покупки Гансен столкнулся с запретом Сената на какие-либо перестройки наследства Лубье до завершения производимого по ним дела. Присяжному поверенному Владимиру Николаевичу Герарду совместно с Городским кредитным обществом удалось уладить эту проблему, после чего Гансен смог приступить к перестройке здания. Строительные работы начались в июне 1874 года по проекту архитектора Василия Александровича Кенеля (1834–1893). Здание стало пятиэтажным, с фасадом в стиле эклектики. Вместе с главным корпусом архитектор построил дворовые флигели. Это один из первых домов в Петербурге с витринами на высоту двух этажей. Первые два этажа предназначалось для магазинов и офисов, остальные три сдавались в наём. Это один из первых случаев в Петербурге, когда архитектор за счёт величины окон наглядно на фасаде показал функции помещений. Дом Гансена – первый на Невском проспекте доходный дом с фасадом в стиле эклектики» [4].
По данным источника «История объекта: Невский пр., дом 26», в 1873-1874 гг. «Для нового владельца, норвежского подданного, предпринимателя Г.И. Гансена, архитектор В.А. Кенель возвёл на угловом участке пятиэтажный дом с дворовыми флигелями. Это здание – значительный образец зрелой эклектики» [5].
«В соответствии с распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охраны памятников истории и культуры – структурного подразделения Правления Санкт-Петербурга от 03.07.2017 – именно этот дом, который уже имеет официальное название – "Дом Г.И. Гансена" (ул. Малая Конюшенная, д. 16 / Невский пр., д. 26), включён в единый государственный реестр как объект культурного наследия регионального значения» [3].
«После довольно аскетической жизни Гансен ("Апельсин") внезапно переезжает в роскошные апартаменты своего владения – это было связано с появлением в его жизни женщины. В 1876 году Герман Гансен, осуществляя деловые поездки в Варшаву, знакомится с дочерью своего приятеля – польского офицера, Еленой Виттерсгейм (Украинские учёные ошибочно публиковали фамилию Виттерлейм). Норвежский миллионер влюбляется и предлагает белокурой красавице сопровождать его в Санкт-Петербург. Женщина решается, но, учитывая разницу в возрасте (Герману – 55, Елене – 17), их отношения официально не оформляются. В 1877 году у пары родился сын Карл-Герман…» [3], которого позже в адресных книгах С.-Петербурга будут записывать то «Германом Германовичем Гансеном», то «Карлом Германовичем Гансеном», что приведёт к путанице и непонятному, но не существовавшему «третьему» наследнику «Апельсина».
Крестили первенца 29 мая 1877 года в Шведской церкви св. Екатерины [6], расположенной на Малой Конюшенной, д. 1 – поблизости от проживания пары: «Доходный дом Г.И. Ганзена» значился на угловом участке по адресу Невский пр., д. 26 / Малая Конюшенная, д. 16.
Видимо, церковь была выбрана неслучайно не только из-за близости места проживания, но и в связи с норвежским происхождением отца. Однако, отец не был вписан в церковную книгу: в ней значилась лишь мать, и даже сын был записан как «Herman Carl (Wittersheim)» [6]. Однако, в церковной книге крещений за 1877 год дата рождения означена как «8 Dec. 75», что явно указывает на то, что ребёнок родился 8 декабря 1875 года, а не в 1877 и даже не в 1876 году, но крестили его тем не менее 29 мая 1877 года [6]. Проставлена отметка в графе «незаконнорожденный мужского пола». Интересна, но к сожалению неразборчивая поздняя запись в сплошных сокращениях, проставленная под материнской фамилией и датированная 3 февраля 1893 года – после смерти отца... Однако, в подробном материале Ольги Друг «Киевский колекционер Оскар Гансен (1881 – после 1920)» [7] говорится о том, что младший сын пары Оскар Гансен «был усыновлён своей матерью с разрешения императора Николая II Петербургским окружным судом 1903 г.».
16 августа 1878 года у пары родился ещё один незаконнорожденный сын – Вильгельм Франц Виттерсгейм (Wilhelm Franz Wittersheim) [8]. Его окрестили 15 сентября того же года. Однако, ни в семейных данных, ни в адресных книгах он нигде больше не упомянут – видимо, умер в раннем возрасте.
И наконец 18 февраля 1881 года родился Оскар-Герман Виттерсгейм (Гансен) [1]. Крестил его дома 14 апреля тогдашний пастор Шведской церкви Ларс Гофрен (Lars Peter Reinhold Hoffren, 1814 – 1884). В восприемниках были записаны академик Вильгельм Фредр. Кенен «Wilhelm Fredr. Kenen» (что с огромной вероятностью позволяет предположить, что это всё-таки был академик архитектуры, архитектор Василий Александрович Кенель, перестраивавший по заказу отца дом № 26 на Невском пр.) и Амалия Елена Шмидт (Amalie Emilie Schmidt). Под материнской фамилией Wittersheim в церковной книге проставлена такая же неразборчивая поздняя запись в сплошных сокращениях [1], как и у старшего брата новорожденного Германа-Карла. Попутно отметим, что у среднего брата Вильгельма Франца она отсутствует, что ещё раз указывает на то, что он прожил недолго.
«Герман Гансен обожал свою семью, однако молодая Елена часто «грустила» из-за длительных деловых разъездов (гражданского) мужа. Узнав об измене, Гансен выставил Елену за дверь дома, но уважил материнские чувства – отдал ей одного из сыновей. Таким образом, первенец Гансена, Карл-Герман, остался с отцом, Оскар – с матерью» [3].
Елена познакомилась с этническим поляком, инженером путей сообщения Иоакимом Адольфовичем Сумовским и вышла за него замуж.
Герман «Гонсонович» (Иванович) Гансен умер 30 ноября 1892 года, поэтому он упомянут не только в адресной книге С.-Петербурга на 1892 год, но и на следующий 1893 год, на который данные подавались заранее – в октябре-начале ноября предыдущего года: «Гансенъ Германъ Гонсоновичъ. Невскiй, 26 (4, 7, 13, 15)» [9]. Цифры в скобках означают упоминание на соответствующих столбцах в других разделах адресной книги. Так, под цифрой «4» указано: «Гороховая улица, дом 12, владелец Гансен Г.Г.»; под цифрой «7» – «Большая Морская, дом 23, владелец Гансен Г.Г.»; под цифрами «13» и «15» – владелец Гансен Г. углового дома как на Малой Конюшенной, 16 («13»), так и на Невском проспекте, 26 («15»).
Дом на Невском пр. под № 26 перешёл к обоим сыновьям-наследникам Гансена – Герману (Карлу!) Германовичу и Оскару Германовичу Гансенам, записанным как «норвежские подданные».
Также значительную сумму денежного наследства Г.И. Гансена и его другой дом в Петербурге унаследовала его сестра Мартина, которая «тяжело болела и умерла через несколько месяцев после брата» [3]) и которая на часть этих денег основала «Больницу Мартины Гансен» (Martina Hansens Hospital) в Саннвике за пределами Осло [2], а также «от имени брата завещала около 55 000 рублей для нуждающихся норвежцев и шведов в Санкт-Петербурге» [3].
В 1895 году 14-летний Оскар Германович Гансен поступил в четвертый класс гимназии Карла Мая. После окончания в 1897 году пятого класса покинул стены школы Мая [10] и продолжил образование в 5-ой С.-Петербургской гимназии, которую окончил в 1901 году [3,7]. В том же году двадцатилетний Оскар Гансен записался в С.-Петербургское купечество по 2-й гильдии. Книга Купеческой управы Петербурга на 1902 год гласит: «Гансенъ, Оскаръ-Германъ Германовичъ, 21 г., СПб. 2 гильд. купецъ, вер. лютер.; образ. получ. въ классическ. гимназ., въ купеч. сост. съ 1901 г. Жит. Спасск. ч., 1 уч., по Невскому пр., д. № 26» [11].
В сентябре 1902 года Оскар поступил на экономическое отделение Петербургского политехнического института, где проучился по май 1904 года.
В августе 1904 года О. Гансен перешёл на юридический факультет Петербургского университета. Через три года, в 1907 году, подал прошение о переходе на юридический факультет Киевского университета св. Владимира. В это время указывает адрес проживания в северной столице: Невский проспект, дом 26 [7].
«Переезд в Киев из Петербурга в 1907 году семьи О. Гансена был связан с переводом сюда конторы правления Товарищества Велико-Бобрикского сахарного завода (бывшая Харьковская губерния, теперь – Сумская область), в котором мать Оскара – Елена Августовна Виттерлейм (так по тексту вместо Виттерсгейм. – Прим. авт.) – была директором-распорядителем. К тому времени она вышла замуж за инженера путей сообщения Иоакима Адольфовича Сумовского, а он не возражал против усыновления её сына, оставив за ним имя отца. Отчим О. Гансена – состоятельный человек – стал первым директором основанного в столице в 1898 году акционерного общества Белгород-Сумской железной дороги, одним из акционеров которого был крупный промышленник из Сум Павел Иванович Харитоненко (имея в районе Бывшая усадьба Суханова в Сумах строительства железной дороги свои сахарные заводы, он щедро финансировал работы на участке Басы – Готня). Поэтому не удивительно, что Сумовские выбрали своим местом жительства Сумы, поселившись в роскошном особняке на Петропавловской улице, выстроенном ещё в ХIХ веке потомственными купцами Сухановыми (предположительно, по проекту архитектора М. Ловцова), куда впоследствии будет переправлена часть собрания Оскара Гансена… Материальное положение семьи и его личное позволяло Оскару Германовичу заниматься коллекционированием. После смерти отчима ему в наследство досталось 1/5 акций Велико-Бобрикского сахарного завода. Кроме того, он имел счета в Петербургских и Варшавском банках. Как потомственный почётный гражданин и действительный член Товарищества домовладельцев города Киева и его окрестностей, Оскар Гансен владел домами и земельными участками в Киеве – по Виноградной, 18; Столыпинской, 35; Фундуклеевской, 68; 3-й дачной линии. Без сомнения, Оскар Гансен принадлежал к тем кругам торгово-промышленного капитала, лучшие представители которых осознали необходимость собирательской и меценатской деятельности. И для него это было не только надёжным вложением капитала, но и своеобразной страстью, подлинной любовью к искусству, природным даром распознавать настоящее, ценное. В 1911 году он снял квартиру в новом доме, возведенном Леонидом Родзянко в модном в то время стиле модерн (совместный проект архитекторов М. Клуга и В. Городецкого) по улице Большая Подвальная, 14-а, кв. 5 (ныне – ул. Ярославов Вал), где разместил свою уникальную коллекцию и поселился сам. К счастью, сохранились фотографии интерьеров квартиры Гансена, которые он успел сделать накануне Первой мировой, дающие нам представление о "музейном подходе" к коллекционированию, о знаниях, вкусах и приоритетах её собирателя. В целом собрание О. Гансена свидетельствует о его стремлении создать гармоничный образ эпохи, подчеркнуть стилистическое единство разных видов искусства. В интерьерах его частного музея живопись сочетается с графикой, скульптурой, мебелью и так называемыми "художественными предметами" – фарфором, фаянсом, стеклом, бронзой, тканями. Кроме этого, в сферу его собирательских интересов входили военные атрибуты – оружие, мундиры, награды» [12].
«Таким образом, материальное положение О. Гансена позволяло ему заниматься коллекционированием и объясняло его пребывание в состоянии "вечного студента". Возможно, именно будучи студентом, он мог заниматься делом своей жизни – коллекционированием предметов искусства и древностей... Студентом Киевского университета О. Гансен пребывал до 1911 года, затем был освобождён и восстановлен с января 1912 года. В мае 1912 года О. Гансен получил свидетельство о том, что он прослушал лекции на юридическом факультете и ему засчитывают 8 семестров обучения. В 1913 году и в апреле-мае 1914 года Оскар Германович пытался сдать экзамены на диплом юриста, но не сдал...» [7].
Следует отметить, что мать с отчимом проживали с 1907 года в городе Сумы, а Оскар – в Киеве. С началом Первой мировой войны Оскара Гансена призвали в 1915 году на военную службу. Он служил в 57-ом тыловом эвакуационном пункте, но 20 декабря 1917 года комиссия, созданная при лазарете церквей и духовенства Киева, признала Гансена неспособным к военной службе и 22 декабря 1917 года ему выдали справку об освобождении от военной службы. Оскар Германович подаёт 28 февраля 1919 года прошение на имя ректора Киевского университета о приеме его в качестве студента математического отделения физико-математического факультета, куда его и зачислили 7 марта 1919 года на 1-й курс [7]. Начиная с 1911 года Оскар Германович Гансен проживал в Киеве на Большой Подвальной улице (ныне – ул. Ярославов Вал), дом 14, кв. 5. Там же размещалась его замечательная коллекция. Все свободные материальные средства О. Гансен тратил исключительно на расширение и обогащение своего музейного собрания. В 1919 году он писал: «Я никогда не принадлежал к той категории молодых людей, которые, имея излишки материальных средств, прожигали свою молодость, ведя роскошный образ жизни, тратя свои средства на прихоти, разгулы и т. п. Одним словом, по моему скромному образу жизни меня никто не осмелился бы причислить к так называемой "золотой молодёжи", тратящей безумные средства на развлечения, ибо образ моей жизни ничем не отличался от жизни нормального среднего человека» [7].
Не всегда этот образ его жизни находил понимание: «сам Оскар признавался, что живёт отдельно от матери не только в духовном отношении, но и материальном, учитывая различия его образа жизни с её желаниями, так как отношение Оскара к миру искусств и скромный образ его жизни служили предметом споров среди родных. Ценность музейного собрания О. Гансена можно оценить по научным трудам, изданным в 1911-1917 гг.» [7], а также по многочисленным публикациям, изданным в последние годы.
Сам О.Г. Гансен писал: «…кроме материальной стоимости, музейное собрание моё имеет художественно-научную ценность, каковая сумма не капитализируется ни в какую сумму денег, а ведь художественно-научная ценность его есть плоды моего неустанного труда по изысканию и изучению памятников старины и составляет огромный багаж знаний, совершенно безвозмездно отданный потомству, ибо будущее молодое поколение будет изучать памятники старины отчасти и по моим собраниям» [13].
После выхода в свет книги Германа Бертельсена «Апельсин-Герман: жонглёр, ставший миллионером» автору пришло письмо от правнучки норвежского миллионера – внучки Оскара Германа Гансена Марины. Оказалось, что Оскар Германович Гансен с матерью Еленой Августовной Сумовской и женой Анной в 1920-х годах выехали из страны. Некоторое время они жили в Варшаве, где у Оскара и Анны 20 октября 1927 года родилась дочь Наташа. «Во время Второй мировой войны Оскар, Анна и Наташа бежали в Германию; Марина предполагает, что они пытались добраться до границы с Францией, ведь многие русские эмигранты поселились именно в этой стране, кроме того, вся семья свободно владела французским языком. Первая остановка была в небольшом городке на юге Германии – Вайнгартене (Weingarten). Затем был город Фрайбург (Freiburg), где мать Марины Наталья во время учёбы познакомилась со своим будущим мужем и вышла замуж. Марина родилась уже в городе Рейтлинген (Reutlingen) в 1949 году. В дальнейшем вся семья переехала в большой город Штутгарт. Именно в Штутгарте Оскар (07.01.1964), Анна (04.12.1969) и Наталья (19.08.1980) закончат свои жизни (мать Елена умерла в 20-е гг. XX в.). О жизни Оскара Гансена мы готовим отдельное обстоятельное исследование на основе воспоминаний его внучки Марины» [3].
Судьба развела братьев Оскара и Германа-Карла Гансенов: старший сын «Апельсина», Герман-Карл Германович Гансен (которого в С.-Петербургских адресных книгах записывали то Германом Германовичем, то Карлом Германовичем), в своё время уехал учиться в Казанский университет, а потом много путешествовал и менял места жительства. От первой жены, уроженки Польши Ванды Маргариты Рогозинской, у него было трое детей: Ирма, Нора и Эдгар. От второй жены – уроженки России Анны Яковлевны Зетиловой из Ржева – было четверо сыновей: Арвид, Эрик, Оскар Николай (ставший архитектором), Рунар и дочь Карин. В 1917 году Герман-Карл с женой и детьми поселился на вилле под названием Сиваранта недалеко от Хельсинки [14].
Один из сыновей Германа-Карла Германовича Гансена (т.е. племянник Оскара Германовича Гансена), Оскар Николай Гансен (известен и как Хансен, 12.4.1922, Хельсинки – 11.5.2005, Варшава), в будущем стал выдающимся архитектором, дизайнером и теоретиком-визионером, педагогом, живописцем и скульптором. В 1923 году семья Германа-Карла Германовича Гансена поселилась в Вильно (ныне Вильнюс) и три года спустя его сын Оскар Николай Гансен получил польское гражданство. В 1942 году окончил механический факультет вильнюсской Высшей технической школы. Во время Второй мировой войны Оскар Николай Гансен примкнул к партизанским отрядам Армии Крайовой. «После окончания военных действий по программе репатриации приехал в Польшу и в 1945 году поступил на архитектурный факультет Варшавского политехнического института к профессору Ромуальду Гутту. Получил стипендию французского правительства и 1948–50-е годы провел в Париже, где работал в мастерских скульптора Фернана Леже и Пьера Жаннере, двоюродного брата Ле Корбюзье, а также в Лондоне, где учился в Международной летней архитектурной школе. В Париже Хансен познакомился со многими выдающимися художниками, в том числе с Пабло Пикассо...» [15].
Источники:
1. РГИА СПб. Ф. 828 оп. 14 д. 248 л. 9 (265), кадр 10 – метрики Оскара Гансена;
2. https://no.wikipedia.org/wiki/Herman_Hansen
3. Решетньова Г.О. «Оскар Гансен: нові біографічні відомості» // Вiсник «Історія мистецтва» № 1, 2018 г. С. 47-59;
4. https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/nevskiy26
5. https://history.gradpetra.net/prospekt/36/2018-26.html
6. РГИА СПб. Ф. 828 оп. 14 д. 218 л. 321, кадр 9 – метрики Германа-Карла Гансена;
7. Ольга Друг. «Киiвський колекціонер Оскар Гансен (1881 – після 1920)» – http://www.historians.in.ua/index.php/en/doslidzhennya/1141-olha-druh-kyivskyi-
8. РГИА СПб. Ф. 828 оп. 14 д. 227, л. 269, кадр 13 – метрики Вильгельма-Франца Гансена;
9. Адресная книга города С.-Петербурга на 1893 г. под редакцией П.О. Яблонского. С. 63 – https://vivaldi.nlr.ru/bx000020001/view/?#page=528
10. Н.В. Благово. Школа на Васильевском острове. Ч.1. СПб.: Анатолия, 2013;
11. Книга Купеческой управы СПб. 1902 г. С. 128
12. Людмила Федевич «Коллекционер – это стиль жизни…» – http://31.179.171.202/hansen/07oskarerik/02.htm
13. ЦДАВО Украины. – Ф. 166, оп. 1, дело 707, лист 109;
14. Архивные материалы наследия архитектора Оскара Николая Хансена, собранные потомками. С. 170;
15. https://culture.pl/ru/artist/oskar-khansen
2. https://no.wikipedia.org/wiki/Herman_Hansen
3. Решетньова Г.О. «Оскар Гансен: нові біографічні відомості» // Вiсник «Історія мистецтва» № 1, 2018 г. С. 47-59;
4. https://walkspb.ru/istoriya-peterburga/zd/nevskiy26
5. https://history.gradpetra.net/prospekt/36/2018-26.html
6. РГИА СПб. Ф. 828 оп. 14 д. 218 л. 321, кадр 9 – метрики Германа-Карла Гансена;
7. Ольга Друг. «Киiвський колекціонер Оскар Гансен (1881 – після 1920)» – http://www.historians.in.ua/index.php/en/doslidzhennya/1141-olha-druh-kyivskyi-
8. РГИА СПб. Ф. 828 оп. 14 д. 227, л. 269, кадр 13 – метрики Вильгельма-Франца Гансена;
9. Адресная книга города С.-Петербурга на 1893 г. под редакцией П.О. Яблонского. С. 63 – https://vivaldi.nlr.ru/bx000020001/view/?#page=528
10. Н.В. Благово. Школа на Васильевском острове. Ч.1. СПб.: Анатолия, 2013;
11. Книга Купеческой управы СПб. 1902 г. С. 128
12. Людмила Федевич «Коллекционер – это стиль жизни…» – http://31.179.171.202/hansen/07oskarerik/02.htm
13. ЦДАВО Украины. – Ф. 166, оп. 1, дело 707, лист 109;
14. Архивные материалы наследия архитектора Оскара Николая Хансена, собранные потомками. С. 170;
15. https://culture.pl/ru/artist/oskar-khansen
Информационную страницу сайта подготовили И.Л. Лейнонен © (Лауша, Тюрингия) и М.Т. Валиев © (С.-Петербург).
14.03.2021
При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «И.Л. Лейнонен, М.Т. Валиев Биографическая страничка Оскара Германовича Гансена – URL: http://kmay.ru/sample_pers.phtml?n=679 (дата обращения)»