Лев Николаевич Пехтерев родился 25 февраля 1917 г.в Санкт-Петербурге, в семье инженера-железнодорожника Николая Николаевича Пехтерева (1889 - 1975) и Нины Федоровны Пехтеревой (урожденной Парланд, 1891 - 1942). Левушка был единственным и любимым ребенком своих родителей. Нина Федоровна все свое время посвящала сыну и мужу, она происходила из семьи обрусевших шотландцев, принесших России немалую славу. Её дядей был архитектор Альфред Парланд, автор проекта собора Воскресения Христова на Крови, или храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.
В нашу школу поступил в 1930 г. и окончил полный курс в 1935 г. [1]. Весь период обучения в школе со Львом в одном классе училась Мария Николаевна Куксенко (1917–2004) - будущая супруга Льва Николаевича. Мурочка, как звал её Лев Николаевич, росла без отца Николая Николаевича Куксенко, погибшего в 1917 году. Она получила очень хорошее воспитание - кроме мамы, Марии Викторовны Куксенко (в девичестве Долголенко, 1893–1978), её опекали дед - Виктор Яковлевич Долголенко (1864– 1941) и бабушка Екатерина Николаевна Долголенко (урожд. Куксенко, 1868–1942), погибшие в период Ленинградской блокады.
По окончании школы, в том же 1935 году, решив пойти по стопам своего отца, Лев Пехтерев успешно сдал вступительные экзамены в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. Защитив диплом на кафедре «Мосты и тоннели» в 1940 году Лев Николаевич с супругой Марией Николаевной получил назначение в Петрозаводск в службу пути управления Кировской железной дороги. Мария Николаевна Куксенко в 1935 году тоже стала студенткой ЛИИЖТа и успешно защитила диплом в 1940 году, ей была присвоена квалификация инженера по постройке железных дорог и путевому хозяйству. С 1941 года по 1974 год проработала службах, осуществлявших капитальное строительство сначала на Кировской, с 1959 года – на Октябрьской железной дороге
С началом Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Лев Николаевич был мобилизован на восстановление разрушений от вражеских бомбардировок и диверсий для службы в специальном восстановительном поезде.
Создание в составе подразделений Кировской железной дороги ремонтных мостопоездов позволило сконцентрировать средства и четко организовать восстановительные работы, железнодорожники работали самоотверженно и мужественно, не жалели ни сил, ни жизни.
Железнодорожники действительно стали четвертым родом войск. Забрасывая Кировскую железную дорогу тысячами бомб и снарядов, гитлеровское командование было уверено, что вся ее техника, включая рельсовый путь, будет разрушена, хозяйственные связи с Большой землей прервутся, а движение поездов остановится. Взрывались мосты, здания, насыпи, рельсовый путь, стрелочные переводы, депо, вокзалы... Но круглые сутки, без перерывов восстанавливали разрушенные пути и сооружения специальные военно-строительные подразделения - управление военно-восстановительных работ № 11 (УВВР-11) и путейцы Кировской дороги.
В этот период Лев Николаевич редко виделся с женой -Мария Николаевна тоже была мобилизована в службы обеспечения путевого хозяйства.Во время войны у них не было своего жилья, оба находились на казарменном положении и жили вместе с коллегами-друзьями в пассажирском вагоне. Как-то Лев Николаевич обмолвился, чтоза период войны в любое время года, в любую погоду, впроголодь, передвигаясь по железнодорожным перегонам где на ремонтно-восстановительном поезде, где на дрезине, где пешком по шпалам, он прошел Кировскую магистраль от Волховстроя до Мурманска едва ли не трижды. О том, как они попадали под бомбежки, о столкновениях с немцами Лев Николаевич не любил вспоминать, их службы были слабо вооружены, не подготовлены к боевым действиям и несли серьезные потери в таких ситуациях. Всегда говорил: «Посмотрите фильм «А зори здесь тихие…»»
В сентябре 1945 года у Льва Николаевича и Марии Николаевны родилась дочь Екатерина.
После окончания войны Лев Николаевич продолжил службу в отделе искусственных сооружений службы пути, затем в дорожно-строительном тресте Кировской железной дороги.
В 1959 году в связи с реорганизацией на железнодорожном транспорте Льву Николаевичу было предложено продолжить работу в Ленинграде, в управлении Октябрьской железной дороги. Однако, семейный совет Пехтеревых решил остаться в Петрозаводске. Закончил свою деятельность на железнодорожном транспорте Лев Николаевич в должности главного инженера Дорстройтреста Кировской железной дороги.
С сентября 1959 года по март 1963 года он служил сначала Заместителем главного инженера управления строительства, затем Заместителем начальника Управления строительства Карельского Совнархоза. В 1963 году Совнархозы в СССР были упразднены. С апреля 1963 года и до выхода на пенсию в 1977 году трудился на должности начальника производственно-технического, а затем производственно-распределительного управления Главсевзапстроя Минпромстроя СССР.
Лев Николаевич как участник войны, в это время имел воинское звание - инженер-капитан. На пенсию в 1977 году он вышел в звании инженер-майора.
За свою трудовую деятельность Лев Николаевич награждён Медалями «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», знаком «Почетному железнодорожнику».
8 августа 2002 года сердце Льва Николаевича Пехтерева остановилось. Похоронен Лев Николаевич на Сулажгорском кладбище в Петрозаводске. Он оставил нам пример честного служения Родине, верности, справедливости, чести и достоинства.
Источники:
1. Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. Ч. 2. СПб., Наука, 2009.
2.Фамильный архив семьи Пехтеревых
3. Сайт «Память народа».
Информационную страницу сайта подготовили Е.Л. Пехтерева (France, Fantenay-le-Comte) – дочь Л.Н. Пехтерева, Е.И. Виноградова (Иркутск), М.Т. Валиев (Санкт-Петербург).
03.03.2022