Вера Даниловна Алпатова
(Лисовская)
1916 –
автор воспоминаний о школе
училась в 217-й школе в
1931-1932 гг.
Несмотря на то, что Вера Даниловна Алпатова (Лисовская)
училась в 217 й школе только полгода, да к тому же давно уже
живёт во Франции, тем не менее, в 1995 г. она нашла возможным
откликнуться на просьбу А. П. Мининой, одной из активных
создательниц музея истории школы, вспомнить что-нибудь о днях,
проведённых в школьном доме на 14 й линии. Вера Даниловна
прислала из Парижа небольшое письмо, текст которого в сокращенном
виде публикуется ниже. С полной версией воспоминаний можно
ознакомиться в книге Н.В. Благово «Школа на Васильевском
острове» [1].
«…Я
училась в 217 й школе только в 8 м классе, во втором
полугодии 1931/1932 учебного года. Помню, что на переменах ходили по
залу медленно, разговаривали тихо, как в старых гимназиях.
Школа была блестящая, с великолепными преподавателями. Во-первых,
учитель физкультуры Р. В. Озоль. Он был необыкновенным, вёл
кружок «Спартак». И все ходили к нему на занятия,
показывая свои достижения. Я прыгала через «кобылу» и ещё
что-то делала, мы танцевали всякие красивые танцы народные —
венгерский, тирольский. Однажды после танцев я подхватила кавалера —
Ореста Верейского, сына известного художника Г. С. Верейского.
Мы с ним после войны встречались и переписывались. Он, как и его
отец, тоже стал художником и иллюстратором книг.
Директор школы К. И. Поляков был необычайно интеллигентным
человеком.
Учились мы по бригадному методу. В нашей бригаде были: Валя Богданова
— она стала необыкновенно тонким графиком-картографом,
искусствоведом (без диплома) и метеорологом Главной геофизической
обсерватории; Ира Перович — впоследствии научный сотрудник,
зоолог; Тамара Королёва — инженер, окончила Лесотехническую
академию. Судьба членов нашей бригады характерна: та, что не вышла
замуж до войны, не смогла этого сделать и после войны — женихов
не стало.
У нас была необыкновенная учительница литературы Нина Сергеевна
Бауэр. На её уроках мы делали доклады на разные темы. Помню, что от
нашей бригады я делала в классе доклад «Полёт на Луну».
Мальчишки мне задавали технические вопросы, а я отвечала, начитавшись
трудов К. Э. Циолковского.
Учитель химии И. Н. Артемьев — небольшого роста, с
усами, изысканно вежливый и ироничный. На его уроках царила мертвая
тишина.
Преподаватель географии А. В. Кисловской взахлёб
рассказывал о Зелёном Мысе около Батуми. При этом он становился на
цыпочки, как будто вглядываясь в даль и видя эти пальмы, море и
старых турок в небольших кофейнях, на углях варивших чудесный
ароматный кофе и разливавших его в маленькие чашечки... А наши
мальчишки в Андрея Владимировича пускали бумажных птичек. Когда же
речь шла об Италии, он мог, неожиданно для всех, вдруг выразительно
декламировать Данте по-итальянски…»
1. При подготовке информационной странички были использованы
материалы книги Н. В.Благово. Школа на Васильевском острове. Ч. II.,
СПб, 2009.
Информационную страничку подготовил М.Т. Валиев