Фотография с сайта: http://ftii.artspb.net/index.php/about/person/42-grimm
Будущий ученый родился 29 июня 1905 года в семье потомственных архитекторов. Его дед Давид Иванович и отец Герман Давидович были известными зодчими и преподавателями Академии художеств и Института гражданских инженеров. Мировоззрение молодого Гримма сформировалось под непосредственным влиянием отца. Однако сына больше привлекала научная деятельность. В его семье, кроме обширной библиотеки, хранились акварели, рисунки и проекты петербургских зодчих XIX века – О. Р. Монферрана, И.А.Монигетти, Г.А.Боссе и др. Около ста подлинников он подарил в 1938 году Музею Академии художеств. Привитое с детства знание архитектурной графики проявилось во время его учебы в Институте инженеров коммунального строительства (нынешнего ЛИСИ). Так, в институтской библиотеке им были обнаружены два неизвестных проекта А.Н.Воронихина, относящиеся к Казанскому собору. Затем поиски продолжались в хранилищах Публичной библиотеки, Эрмитажа, Русского музея. В 1920-х годах под руководством Бакланова Н.Б. собирал архитектурную коллекцию Академии Художеств. Результатом этих работ стали многочисленные статьи о русских архитекторах периода классицизма. Окончил Ленинградский институт инженеров коммунального строительства в 1928г. По окончании сотрудничал в Отделе охраны памятников (ГИОП). Работа в проектном бюро (1930—1936 гг.) не принесла удовлетворения, и Гримм перешел в Академию художеств, где трудился до конца своей жизни. Профессор Н. Б. Бакланов привлек молодого исследователя к сбору материалов для архитектурного кабинета. Активные поиски закончились успешно. Как итог их в течение четырех лет подготавливались выставки проектов А. Д. Захарова, Дж. Кваренги, М. Ф. Казакова, А. Н. Воронихина, О. Р. Монферрана, К. И. Росси. Все это сопровождалось публикациями в журналах и газетах, изданием книг. Блестяще защитив в 1940 году кандидатскую диссертацию об А. Д. Захарове, где он впервые затронул вопросы синтеза искусств, Герман Германович так же обстоятельно, как он делал все и всегда, занялся преподаванием. Чтение лекций в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина он начал еще в 1936 году - без каких-либо новых программ и разработок.
Наступил 1941 год. Подготовлена монография об А. Н. Воронихине, началась работа над каталогом чертежей К. И. Росси... Война безжалостно разрушила мирные планы. Институт и музей эвакуировались в Самарканд. Герман Германович остался в блокадном городе, продолжая работу над каталогом в промерзшем, заледеневшем здании Академии. Однако силы были на исходе. Трудно стало ходить пешком из своей квартиры на Бармалеевой улице, 5, в доме, построенном его отцом в 1904 году. На помощь пришли друзья — фотограф Академии художеств, «добрый и хороший» С. Г. Гасилов забрал ослабевшего ученого к себе в лабораторию.
Наступил 1941 год. Подготовлена монография об А. Н. Воронихине, началась работа над каталогом чертежей К. И. Росси... Война безжалостно разрушила мирные планы. Институт и музей эвакуировались в Самарканд. Герман Германович остался в блокадном городе, продолжая работу над каталогом в промерзшем, заледеневшем здании Академии. Однако силы были на исходе. Трудно стало ходить пешком из своей квартиры на Бармалеевой улице, 5, в доме, построенном его отцом в 1904 году. На помощь пришли друзья — фотограф Академии художеств, «добрый и хороший» С. Г. Гасилов забрал ослабевшего ученого к себе в лабораторию.
В июне 1942 года отдел охраны памятников, который возглавлял тогда Н, Н. Белехов, мобилизовал Гримма на срочную работу по учету и охране частных художественных коллекций, оставшихся в брошенных или разрушенных домах. К тому же созданное тогда экспертно-оценочное бюро занималось архитектурными обмерами памятников, обследованием зданий, составлением исторических справок. За Г. Г. Гриммом были закреплены три объекта—Инженерный замок. Горный институт, Зимний дворец. В те суровые дни не был забыт и захваченный фашистами город Пушкин. Гримм возглавил бригаду по сбору материала для монографии об ансамблях прославленного пригорода. Эта работа в основном была завершена уже после войны. В 1943 году начались учебные занятия в ЛИСИ, Гримм читал курс по истории искусств. К тому времени он вернулся на свою квартиру на Петроградской стороне.
Вот что вспоминала Л. Б. Твелькмейер: "Организовалась объединенная кафедра архитектурных дисциплин... Занятия вели в так называемом красном корпусе. Вставили там разбитые стекла и соорудили маленькие печки, но грели они мало, руки стыли и верхнюю одежду снимать было нельзя. Остальная часть здания стояла промерзшей пустыней. В рисовальном классе лежал снег. И студенты, и преподаватели в институт добирались пешком, часто издалека, пол обстрелами, но занятий не пропускали» (Подвиг века, Л„ 1969, с. 320).
Вот что вспоминала Л. Б. Твелькмейер: "Организовалась объединенная кафедра архитектурных дисциплин... Занятия вели в так называемом красном корпусе. Вставили там разбитые стекла и соорудили маленькие печки, но грели они мало, руки стыли и верхнюю одежду снимать было нельзя. Остальная часть здания стояла промерзшей пустыней. В рисовальном классе лежал снег. И студенты, и преподаватели в институт добирались пешком, часто издалека, пол обстрелами, но занятий не пропускали» (Подвиг века, Л„ 1969, с. 320).
В 1944 году Гримм возобновил преподавание в институте имени И. Е. Репина. Принялся за создание программ и курсов по истории архитектуры с включением новых разделов о социалистических странах, вел занятия с аспирантами, давал отзывы на кандидатские и докторские диссертации. Его институтские обязанности еще расширились после защиты докторской диссертации об А. Н. Воронихине в 1946 году. Контакты с Эрмитажем, начавшиеся в 1940 году в связи с подготовкой труда «Западноевропейское искусство» (Гримм писал разделы по архитектуре Италии и Франции), окончательно оформились в 1946 году, когда Германа Германовича пригласили на хранительскую работу в отдел рисунка. А через три года ему был выделен самостоятельный фонд — около 5 тысяч листов архитектурной графики русских и западноевропейских зодчих. Начало ее кропотливого изучения в Эрмитаже наряду с рисунками художников - заслуга Г. Г. Гримма. В кратчайший срок материал был им систематизирован, заведены каталоги. Ученый начал широко публиковать статьи о чертежах и проектах на страницах эрмитажных «Трудов» и «Сообщений».
Именно Гримму было дано вывести архитектурную графику в ранг самостоятельного вида искусства. Здесь мы не найдем ему равных ни в нашей стране, ни за рубежом. В «Трудах» Эрмитажа появилась его статья «Архитектура в картинах Рубенов», свидетельствующая о широте интересов Г. Г. Гримма. Не изданным остался очерк об истории французской архитектуры ХVIII в., написанный в 1938 г. по заказу Эрмитажа. Разделы, посвященные архитектуре XVII и XVIII вв. для учебника по истории западноевропейского искусства, изданного Институтом имени Репина, увидели свет в 1964 г. уже после трагической смерти Г. Г. Гримма в 1959 г.
Именно Гримму было дано вывести архитектурную графику в ранг самостоятельного вида искусства. Здесь мы не найдем ему равных ни в нашей стране, ни за рубежом. В «Трудах» Эрмитажа появилась его статья «Архитектура в картинах Рубенов», свидетельствующая о широте интересов Г. Г. Гримма. Не изданным остался очерк об истории французской архитектуры ХVIII в., написанный в 1938 г. по заказу Эрмитажа. Разделы, посвященные архитектуре XVII и XVIII вв. для учебника по истории западноевропейского искусства, изданного Институтом имени Репина, увидели свет в 1964 г. уже после трагической смерти Г. Г. Гримма в 1959 г.
Труды:
1. Гримм Герман Германович. Архитектура перекрытий русского классицизма. Архитектор А.Захаров. Графическое наследие Кваренги. Л., 1962.
2. Петербург - Петроград - Ленинград в произведениях художников: Изогиз, 1958 г.
3. Гримм Герман Германович. Архитектор Воронихин: 1759-1814, Госстройиздат, Ленингр. отд., 1963 г.
4. Гримм Герман Германович. Архитектор Андреян Захаров : 1761-1811, Жизнь и творчество. Серия: Мастера архитектуры русского классицизма, Изд-во Акад. архитектуры СССР, 1940 г.
5. Гримм Герман Германович. Графическое наследие Кваренги:1744-1817.Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962 г.
6. Гримм Герман Германович. Архитектор А.Н. Воронихин. Л.-М., 1969.
Литература:
1. Смирина С.Ф. Герман Германович Гримм//Охрана памятников и вопросы истории русской архитектуры. Л., 1974.
2. Подвиг века, Л„ 1969, с. 320
Материал нуждается в проверке и дополнениях. Просим всех заинтересованных лиц принять участие в работе.
Информационную страничку подготовил М.Т. Валиев