Информационная страничка полностью основана на докладе А.А. Бовкало «Церковная жизнь в гимназии Мая», опубликованном в сборнике материалов научно-практической конференции, посвященной 15-летию Музею истории школы К.Мая [1]. До 1917 года большую роль в жизни учебных заведений занимала религия. В гимназии Мая, как и в других гимназиях, было принято начинать день молитвой, но поскольку в первое время большинство учеников были немцами, здесь были свои особенности. «Общая молитва сначала была только немецкая (лютеранская), - вспоминал И. В. Петрашень, - а через несколько лет после моего поступления стала по некоторым дням применяться и русская – православная молитва. Немецкая молитва была занятнее: к фисгармонии, находившейся всегда в зале, торжественно садилась танте Агнесс, или, как называли ее школьники, Майша. Кто-нибудь из старших учеников (не обязательно немец, случалось и еврей) раскрывал книгу псалмов, выбирал полагающийся на этот день недели псалом, прочитывал стих, и затем вся школа (вернее, кто желал) в сопровождении фисгармонии в унисон пела этот стих. Затем прочитывался второй стих, пелся, прочитывался третий и т. д. в течение 4-5 минут. Здесь представлялась возможность малость поорать, а это уже хорошо» [2]. То же можно прочитать и в воспоминаниях Д.П. Семенова: «Перед началом учения каждый день происходила общая молитва в зале. Ввиду преобладания протестантов читал ее обыкновенно пастор, а затем все хором пели какой-нибудь хорал под аккомпанемент фисгармонии, за которую садился Отто. Перед обедом и после него также читалась молитва иногда по-русски, иногда по-немецки кем-либо из учеников» [3]. Несколько учеников гимназии К.Мая посвятили себя церкви. Все они были одними из самых образованных церковных деятелей, отличались широтой интересов. Среди учившихся в гимназии представителей семьи Семеновых-Тян-Шанских Александр Дмитриевич (7 октября 1890 – 16 мая 1979) был гимназистом в 1902-1908 годах. Впоследствии он поступил в Санкт-Петербургский университет, участвовал в Первой мировой войне. С 1925 А.Д.Семенов-Тян-Шанский жил во Франции, в 1942 он окончил Сергиевский Богословский институт в Париже, а в 1943 был рукоположен в сан священника (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). Он поддерживал связи с деятелями культуры, много писал для «Вестника Русского Студенческого Христианского Движения», проявлял большой интерес к литературе и искусству, опубликовал ряд проповедей и статей о взаимосвязи христианства и культуры (Искусство в христианском мире: Памяти А. С. Пушкина // ВРСХД. 1962. № 65; Слово перед панихидой на 9-й день кончины А. А. Ахматовой // Там же. 1966. № 80). Наиболее известен он как автор «Православного катехизиса» и книги о св. прав. Иоанне Кронштадтском («Отец Иоанн Кронштадтский» (1955), — в которой попытался представить цельное православное мировоззрение на примере подвижника Русской Церкви. Показывая отношение Иоанна Кронштадтского к разным церковным и общественным явлениям, автор демонстрирует эталон христианской жизни, основанной на покаянии и жертвенном служении ближним. Уже в преклонном возрасте, в 1971 году, он постригся в монашество (с именем Александр) и был рукоположен во епископа Зилонского (в юрисдикции Константинопольской Патриархии) [4].
Источники:
1. А.А. Бовкало. Церковная жизнь в гимназии Мая. Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Музею истории школы К.Мая, Труды СПИИРАН, СПб, 2012. С.152–168.
Источники:
1. А.А. Бовкало. Церковная жизнь в гимназии Мая. Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Музею истории школы К.Мая, Труды СПИИРАН, СПб, 2012. С.152–168.
2. И.В. Петрашень и его семья: страницы прошлого/ Сост. Е.М. Ледовская. – СПб.: Изд-во Музея-института семьи Рерихов, 2011. С.62. 3. Благово Н.В. Школа на Васильевском острове. Историческая хроника. Ч. I. СПб., 2005. С. 119
4. О. Т. Е. Александр (Семенов-Тян-Шанский) // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 502.