.
Курек Ирина Николаевна родилась 10 февраля 1929 г. в Ленинграде в семье известного специалиста по геологии и минеральным ресурсам Рудного Алтая доктора геолого-минералогических наук, профессора, заслуженного деятеля наук Казахской ССР Николая Николаевича Курека (1896–1963). В нашей школе училась только один 1936/1937 учебный год. В 1942 г. эвакуировалась в Усть-Каменогорск, вернулась в Ленинград в 1946 г., окончила 10-й класс 239-й школы. В 1947 г. поступила на геологоразведочный факультет Ленинградского Горного института по специальности геологическая съемка и поиски полезных ископаемых. После двух учебных практик работала в летних полевых партиях коллектором в Восточном Казахстане (1949) и на Дальнем Востоке (1950 и 1951 гг.), на Сихотэ-Алине, в бассейне левых притоков р. Уссури. После окончания института в 1953 г. более 30 лет проработала старшим научным сотрудником в ЦНИГР Музее им. Ф.Н. Чернышева в отделе полезных ископаемых. Специалист по рудным месторождениям, руководила темами по подготовке экспозиций месторождений минерального сырья СССР: золота, меди, вольфрама, молибдена, бериллия. В выполнение темы входили разработка музейной экспозиции и составление обзора, включающего историю изучения месторождений данного полезного ископаемого, описание его физических и химических свойств, формулировка закономерностей размещения месторождений на территории страны, описание месторождений и типов промышленных руд, использование их в народном хозяйстве, подготовка каменного и графического материала.
Многочисленные командировки Ирины Николаевны с выполнением конкретных заданий по коллекционированию и сбору различных минералов охватили Карелию (шунгиты), Украину (марганец), Армению (стройматериалы), отдельные разрезы и комплекс полезных ископаемых Грузии, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Самая далекая командировка состоялась в июле-августе 1982 г. в Магадан и на Чукотку. В результате работы в районе мыса Шмидта была собрана богатая коллекция чукотских агатов для Музея. Регулярно проводила общеобразовательные или тематические экскурсии и занятия с юными геологами в кружках при Музее. Готовила выставки к 100-летию Геолкома-ВСЕГЕИ и к 27-й сессии Международного геологического конгресса (МГК).
За проделанную работу И.Н. Курек была награждена Министерством геологии СССР медалью «За заслуги в разведке недр», значком «Отличник разведки недр» (1982 г.).
Ирина Николаевна скончалась 2 сентября 2018 г., за неделю до своего 89-летия…
И.Н. Курек написала свои воспоминания о жизни на Васильевском острове и школе, где училась перед Отечественной войной:
«Наша семья до Войны жила на 13-й линии Васильевского Острова, недалеко от Малого проспекта напротив Витаминного завода с большой трубой и небольшим домом по 12-й линии, который называли Домом политкаторжан. Всего в нашем просторном дворе, отделенным от улицы деревянным забором, было четыре двухэтажных флигеля – два каменных и два деревянных с каменными лестницами. В таком доме мы занимали на втором этаже отдельную трехкомнатную квартиру, вероятно потому, что мой отец Николай Николаевич Курек был горным инженером, работал в ЦНИГРИ (с 1939 г. ВСЕГЕИ). Все остальные жильцы флигелей имели только комнаты в коммунальных квартирах. Моя мама, Мария Дмитриевна имела неполное медицинское образование, и её часто приглашали соседи для оказания кому-то первой помощи, а иногда и принять новорожденного. Как общественница, она проводила медицинские занятия в помещении или клубе Осовиахима. С 1939 г. работала в 1-м Медицинском институте. Бабушка – Ольга Ивановна – мать отца занималась семейным хозяйством, рукодельничала и воспитывала нас с братом Колей, который был старше меня на пять лет, 1924 года рождения. Я родилась в 1929 году.
В 1936 году мама привела меня в 1-й класс 17-й средней школы. Я не помню, говорили ли дома, что это знаменитая бывшая школа Карла Мая, но помню, что у мамы было много хлопот, т.к. ей советовали определить меня не только именно в эту школу, но и попасть в класс заслуженной учительницы Ксении Викторовны. Может быть, маме советовала жена моего крестного – главного механика ледокола «Литке», орденоносца Федора Федоровича Лиходеева, чей сын Боря учился в 17-й школе.
Наступило 1-е сентября 1936 года. Звонок, и я сижу в 1-а классе, а класс переполнен (так мне показалось) учениками и стоящими родителями. Мне как-то неуютно. Пожилая (на мой взгляд) учительница Ксения Викторовна <Переборщикова – прим. авт.> строго спрашивает: «Кто не умеет читать, поднимите руку». Хотя я умела читать, но сразу подняла руку, и меня быстренько повели в другой 1-й класс, а их было четыре. Повели мимо моей мамы, которая стояла за дверью с другой группой родителей. Не помню, чтобы мама была расстроена.
Воспитательницей моего нового класса была молодая учительница Анна Георгиевна, стройная блондинка. Мне запомнилось, что она всегда была в ровном хорошем доброжелательном настроении; запомнились её яркие симпатичные кофточки. А вот из уроков почему-то остался в памяти урок атеизма, может быть потому, что он для нас, во всяком случае для меня, был необычен. Вообще же я училась хорошо.
Встречаясь с другими первоклассниками в раздевалке, обратила внимание на брата и сестру из 1-а класса. Брат всегда подавал пальто своей сестре. Это выглядело очень необычно, как бы из другого, может быть дворянского быта. И они не стеснялись, что могут быть насмешки. Еще некоторые выделялись своими бархатными курточками, что напоминало не всем доступное благополучие.
Почему-то запомнилась такая мелочь как шары на перилах лестницы. Как будто, чтобы ребята не катались на перилах.
Из общих событий помню, без подробностей, широко отмечаемое в феврале 1937 года 100-летие со дня гибели Пушкина. Может быть я выступала на школьном вечере.
Чудом сохранилась фотография нашего 1-го класса, скорее всего конца зимы или начала весны 1937 года – 20 девочек, 13 мальчиков и Анна Георгиевна. Ни с кем из 1-го класса после Войны не довелось встретиться, хотя пыталась что-то про кого-то узнать.
Заканчивала десятилетку после возвращения из Казахстана в Ленинград в другой школе, и жили мы в другом районе. Однако, помню фамилии и имена некоторых ребят, которых и назову слева направо:
в первом ряду сидят: первая – Хайрулина, четвертый – Колесников, восьмая – Таня Кузнецова (о ней я немного узнала от общих знакомых), девятая – Ира Курек, десятая – Богданова; во втором ряду: первый – Валя Гогин, пятый – Валя Белов, шестой – Левин, восьмая – Анна Георгиевна; в третьем ряду: первый – Стасик, третья – Афанасьева, пятый – возможно Витя Косенко, мой сосед по парте, седьмой, восьмая, девятый и десятый – ребята из детского дома.
Брат мой Коля учился в другой школе, а Боря Лиходеев в 17-й. Мы жили в одном дворе; они дружили, часто играли у нас в папанинцев. В школе иногда встречались с Борей, и он после говорил, что Ира дома кажется большой, а в школе – маленькой.
Первый класс мы закончили в 17-й школе, а уже 2-й класс начали в другой школе, на 13-й линии между Средним и Большим проспектом. Перевели нас всем классом вместе с нашей Анной Георгиевной, которая вела нас до 5-го класса.
Вспоминается школьный вечер или под Новый год или по окончании какого-то класса. Вела программу вечера Ксения Викторовна. Увидев мое выступление в самодеятельности в костюме, на юбке которого были прикреплены бумажные розы (постаралась бабушка), сказала мне: «Мастер на все руки», имея ввиду, не только костюм, но и полученную мною похвальную грамоту за учебу.
Все было хорошо, пока не началась Война.
Отец вместе с другими геологами ВСЕГЕИ выехал на полевые работы на Рудный Алтай. Оставшиеся оказались в Блокаде, которая нанесла невосполнимые потери нашей семье: в январе 1942 г. умер от истощения брат Коля в Морском госпитале, который помещался во ВСЕГЕИ; в марте умерла мама. Мы с бабушкой сумели эвакуироваться в июне 1942 г. через Ладогу, направляясь к Николаю Николаевичу. Но по дороге, на Урале умерла бабушка. Мне, в 13 лет пришлось добираться до г. Усть-Каменогорска, где была база полевой партии отца, самой. Там и училась в школе. В 1946 г. мы вернулись и после окончания 10-го класса в 1947 г. поступила в Ленинградский Горный институт. В 1952 г. получила диплом горного инженера-геолога и до пенсии проработала в ЦНИГРМузее имени акад. Ф.Н.Чернышева. Наши два сына – морские геологи.
Когда мы уехали, деревянные флигели нашего дома были разобраны на дрова, а по возвращении нам передали папины книжные шкафы и письменный стол, пианино, ноты, фотоальбомы и ту самую фотографию первого класса 17-й школы. Как и кем это все сохранилось, не знаю, но моя вечная им благодарность.
Боря Лиходеев, который после 6-го класса с осени 1937 г. тоже перешел из 17-й в какую-то другую школу, с детства мечтал стать моряком дальнего плавания. В сентябре 1941 г. поступил в Высшее военно-морское училище им. М.Ф.Фрунзе. Зимой 1941 г. его первый курс отправили куда-то на р. Дон. По дороге курсанты поморозились. Весной 1942 г. пришла к нам его мама Олимпиада Ивановна и прочитала Борино письмо с фронта. Помню строчки: «… сижу на сене, пишу на каске, кругом идет пальба. Наверное, это мое последнее письмо …». Так это и оказалось. Я была в Музее Фрунзенского училища. В нем хранится пробитый комсомольский билет Бори.
Прошло много-много лет с памятных для меня 30-х годов. И теперь хочется всё это вспомнить, чему может помочь знакомство с Музеем школы. Надеюсь, не откладывая, побывать в нем.
19 августа 2009 г.».
Ирина Николаевна успела осуществить своё желание и неоднократно посетила музей в здании школы на 14 линии.
Информационную страницу сайта подготовили Татьяна Львовна Модзалевская © и Мурат Тимурович Валиев © (оба – Санкт-Петербург).
10.12.2018
При использовании материалов ссылка на статью обязательна в виде: «Т.Л. Модзалевская, М.Т. Валиев. Биографическая страничка Ирины Николаевны Курек: URL: http://www.kmay.ru/sample_pers.phtml?n=12751. (дата обращения)»