.
Жизнь Михаила Николаевича Мудьюгина оказалась весьма необычной. Михаил родился 12 мая 1912 года в Петербурге в православной дворянской семье служащего. Отец, Николай Алексеевич, статский советник, работал в Экспедиции по заготовлению государственных бумаг. Мать, Вера Николаевна, преимущественно занималась воспитанием детей.
Кроме Михаила в семье Мудьюгиных росли его братья Владимир (в будущем, инженер) и Георгий (в будущем, юрист-криминалист).
В раннем отрочестве Михаил начал петь и читать на клиросе и прислуживать в алтаре сначала в церкви Святителя Николая на Песках, а потом в Свято-Андреевском Староафонском подворье. В 1929 году окончил нашу школу и в 1930 году поступил на завод "Красный Путиловец" в качестве разнорабочего.
В 1930 году был арестован за религиозную пропаганду, провёл 9 месяцев в камере предварительного заключения, затем последовала высылка. В родной город удалось вернуться лишь в 1937 г.
В 1933 г. он окончил Институт иностранных языков, затем, в 1946 г., энергетический факультет Института металлопромышленности, после этого, в качестве доцента, преподавал теплотехнику в Горном институте. Но желание служить православной церкви, пробудившееся в нём ещё в раннем возрасте, не оставляло его никогда, и в 1958 г. он принял священнический сан, а позднее, в 1964 г., окончил Петербургскую Духовную Академию и через два года стал её ректором. В 1977 г. владыка Михаил был возведён в сан архиепископа и через два года возглавил Вологодскую епархию, занимая этот пост на протяжении пятнадцати лет. Он постоянно вёл большую научно-религиозную и преподавательскую работу, в 1984 г. защитил диссертацию и был удостоен звания доктора богословия, опубликовал несколько книг.
В раннем отрочестве Михаил начал петь и читать на клиросе и прислуживать в алтаре сначала в церкви Святителя Николая на Песках, а потом в Свято-Андреевском Староафонском подворье. В 1929 году окончил нашу школу и в 1930 году поступил на завод "Красный Путиловец" в качестве разнорабочего.
В 1930 году был арестован за религиозную пропаганду, провёл 9 месяцев в камере предварительного заключения, затем последовала высылка. В родной город удалось вернуться лишь в 1937 г.
В 1933 г. он окончил Институт иностранных языков, затем, в 1946 г., энергетический факультет Института металлопромышленности, после этого, в качестве доцента, преподавал теплотехнику в Горном институте. Но желание служить православной церкви, пробудившееся в нём ещё в раннем возрасте, не оставляло его никогда, и в 1958 г. он принял священнический сан, а позднее, в 1964 г., окончил Петербургскую Духовную Академию и через два года стал её ректором. В 1977 г. владыка Михаил был возведён в сан архиепископа и через два года возглавил Вологодскую епархию, занимая этот пост на протяжении пятнадцати лет. Он постоянно вёл большую научно-религиозную и преподавательскую работу, в 1984 г. защитил диссертацию и был удостоен звания доктора богословия, опубликовал несколько книг.
Вместе с тем он отличался прекрасным знанием европейской культуры, глубоко ценил живопись и музыку, в редкие минуты отдыха любил самозабвенно исполнять на фортепиано классические произведения, выделялся умением ясно и красиво излагать свои мысли великолепным русским языком, владел (от совершенства до умения разговаривать) немецким, французским, латинским, древнегреческим, английским, польским и финским языками. Кроме преподавания в Духовной Академии архиепископ Михаил служил и проповедовал, читал лекции в Петербурге и других городах, регулярно выступал по радио.
Перу богослова принадлежат многочисленные статьи, публиковавшиеся в церковных и светских изданиях. В 1995 году в Москве вышли две его книги. Первая книга - “Введение в основное богословие” - не только блестящее учебное пособие для преподавания религии в учебных заведениях любого уровня. Это еще и книга для чтения любого ищущего человека, в особенности для современного русского интеллигента, идущего к Богу. Вторая книга - “Русская православная церковность, вторая половина ХХ века”. Это страстная проповедь православного архиерея, прекрасно знающего современную церковную жизнь, видящего как бесконечные богатства богослужебных впечатлений, так, увы, и поверхностность, отсутствие глубины восприятия христианской веры у слишком многих, если не у большинства прихожан. Этой поверхностности способствуют многочисленные проявления церковной практики, начиная от отсутствия скамеек для немощных прихожан до непонятного большинству языка, на котором читается Евангелие.
Перу богослова принадлежат многочисленные статьи, публиковавшиеся в церковных и светских изданиях. В 1995 году в Москве вышли две его книги. Первая книга - “Введение в основное богословие” - не только блестящее учебное пособие для преподавания религии в учебных заведениях любого уровня. Это еще и книга для чтения любого ищущего человека, в особенности для современного русского интеллигента, идущего к Богу. Вторая книга - “Русская православная церковность, вторая половина ХХ века”. Это страстная проповедь православного архиерея, прекрасно знающего современную церковную жизнь, видящего как бесконечные богатства богослужебных впечатлений, так, увы, и поверхностность, отсутствие глубины восприятия христианской веры у слишком многих, если не у большинства прихожан. Этой поверхностности способствуют многочисленные проявления церковной практики, начиная от отсутствия скамеек для немощных прихожан до непонятного большинству языка, на котором читается Евангелие.
С болью следует признать, что все последние годы, несмотря на ясную память и огромную энергию (мешало этому только ухудшавшееся зрение), владыка Михаил не был востребован Русской Православной Церковью. Мало того, Вологодская епархия лишила его ранее назначенной 500-рублевой пенсии. Поводом явилось преподавание архиепископом богословия в христианской гимназии Петершуле. Спасибо христианской радиостанции “Теос”, которая сняла для владыки однокомнатную квартиру и регулярно передавала проповеди владыки.
В 1932 г. о. Михаил венчался с Дагмарой Александровной (? - 1963) - русская немка, первоначально лютеранка, затем перешла в православие с именем Мария.
Владыка Михаил скончался в Санкт-Петербурге 28 февраля 2000 г. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
В 2012 года, 14 и 15 мая, в стенах Санкт-Петербургской духовной академии состоялись памятные мероприятия по случаю 100-летия со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина).
При подготовке информационной странички были использованы материалы сайтов
При подготовке информационной странички были использованы материалы книги Благово Н. В. Школа на Васильевском острове. СПб., 2005. Ч. 1.
Информационную страничку подготовил М.Т. Валиев